Ефанов Аркадий Петрович – командир атомной подводной лодки «Касатка» Краснознамённого Тихоокеанского флота, капитан 1-го ранга.

Родился 3 июня 1953 года в городе Суворов Тульской области. Русский. Из рабочей семьи. Окончил среднюю школу.

В Военно-Морском Флоте с 1970 года. В 1975 году окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С. Попова. После окончания училища был направлен на Краснознамённый Северный флот, службу проходил на атомных подводных лодках в 11-й дивизии 1-й флотилии атомных подводных лодок. Был командиром гидроакустической группы подводной лодки «К-479» (1.1976 – 11.1978), начальником радиотехнической службы (РТС) подводной лодки «К-302» (11.1978 – 9.1981), помощником командира того же экипажа (9.1981 – 10.1983), старшим помощником командира подводной лодки «К-173» («Красноярск») (10.1983 – 10.1985).

В 1986 году Ефанов окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ и был назначен старшим помощником командира подводной лодки «Архангельск».

С сентября 1987 года по сентябрь 1991 года А.П.Ефанов был командиром подводной лодки «Красноярск». Под руководством Ефанова в период с 15 августа по 9 сентября 1991 года подводная лодка «Красноярск» (старший на борту – капитан 1-го ранга М.В. Моцак) совместно с подводной лодкой «Челябинск» совершила групповой подлёдный трансарктический переход с Краснознамённого Северного флота на Краснознамённый Тихоокеанский флот. В период плавания лично командиром была обеспечена высокая надёжность, безопасность и устойчивость управления подводным крейсером, отработаны новые тактические приёмы использования корабля с современным ракетным комплексом.

В сентябре 1991 года – августе 1993 года А.П. Ефанов командовал подводной лодкой «К-410» («Смоленск»). Экипаж корабля в декабре 1992 года завоевал приз главнокомандующего ВМФ по ракетной стрельбе крылатыми ракетами большой дальности.

В августе 1993 года А.П. Ефанов был назначен командиром атомной подводной лодки «К-456» («Касатка»). С 18 августа по 14 сентября 1993 года подводная лодка совершила трансарктический переход из губы Западная Лица к месту постоянной дислокации в бухту Крашенинникова на Камчатке (руководитель перехода – контр-адмирал М.В. Моцак , начальник походного штаба – капитан 1-го ранга И.Н. Козлов).

Во время плавания были отработаны новые тактические приёмы нанесения ракетного удара по авианосно-ударному соединению, а также освоен новый приём применения унифицированных торпед для обеспечения аварийного всплытия корабля во льдах способом «полынья». В ходе подготовки и в период перехода пройдено 15 500 миль. Переход осуществлялся под почти сплошным ледовым покровом (средняя сплочённость льда составляла 8–9 баллов).

Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1994 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания в условиях, сопряжённых с риском для жизни, капитану 1-го ранга Ефанову Аркадию Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда".

В 1996 году А.П. Ефанов окончил Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова. С июля 1996 года - заместитель начальника Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе по подготовке иностранных военнослужащих. С июня 1997 года А.П. Ефанов - в запасе по сокращению Вооружённых Сил.

Жил в Санкт-Петербурге. Являлся заместителем генерального директора Международной ассоциации общественных организаций ветеранов подводного флота и моряков-подводников, заместителем директора Музея подводных сил России имени А.И. Маринеско. Умер 22 июня 2018 года. Похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга.

Награждён орденами «За личное мужество» (22.05.1993), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1990), медалями.

Ефанов Андрей Викторович в 1984 г. поступил на исторический факультет Оренбургского государственного педагогического института. Во время обучения проявил интерес к научно-исследовательской работе, занимался вопросами краеведения, истории Оренбуржья XX века. Как исследователь работал в центральных и областных архивах Москвы, Самары, Оренбурга, публиковался в региональных периодических изданиях, был внештатным корреспондентом вузовской многотиражной газеты «Народный учитель». Участвовал в стройотрядовском движении (целине) в составе строительного и педагогического студенческих отрядов. Занимался боксом, был бронзовым призером Оренбургской области, получил первый спортивный разряд. В 1985-1987 гг. проходил срочную службу в рядах Вооруженных Сил.

В 1989 г. для продолжения обучения был направлен в Уральский государственный университет им. А.М. Горького, который окончил в 1992 г. по специальности «Политическая история» с присвоением квалификации «Историк. Преподаватель истории и социально-политических дисциплин в высших и средних учебных заведениях. Политолог».

Педагогическую деятельность начал в 1987 г. в системе дополнительного образования руководителем детского технического кружка. В 1991-2000 гг. работал учителем истории и обществоведения в общеобразовательных школах № 40, № 37 и № 151 г. Екатеринбурга, в 2000-2003 гг. преподавателем экономических дисциплин в Колледже социального управления и предпринимательства г. Екатеринбурга. В 1999 г. стал победителем конкурса «Учитель года» Кировского района г. Екатеринбурга.

В 1998 г. поступил в заочную аспирантуру Российского государственного профессионально-педагогического университета, обучение в которой завершил (2002 г.) защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Развитие профессиональной компетенции будущих педагогов в процессе производственной практики». Научные руководители – д-р пед. наук, профессор Н.К. Чапаев, канд. экон. наук, профессор В.А. Федотов, канд. пед. наук, доцент В.А. Нечаев (о. Владислав).

В Российском государственном профессионально-педагогическом университете работает с 1998 г. ассистентом, старшим преподавателем (2001 г.), доцентом (2003 г.) кафедры прикладной экономики; с 2009 г. – доцент кафедры экономики предпринимательства. Читает лекционные курсы по дисциплинам: «Экономика автотранспортного предприятия», «Экономика туризма и гостиничного хозяйства», «Организация туризма и гостиничного хозяйства», «Организация, нормирование и оплата труда» и др. Работал в качестве ведущего лектора в Уральском институте государственной противопожарной службы, Уральском международном институте туризма, Уральском филиале Университета Российской академии образования.

В 2004-2009 гг. являлся председателем Совета научного творчества молодежи университета. За эти годы в университете была создана нормативная база и налажена система работы, обеспечившая эффективное функционирование организации НИРС, мотивацию и стимулирование студентов к научно-исследовательской деятельности. Студенческие работы, подготовленные под руководством А.В. Ефанова, отмечены: на Всероссийском открытом конкурсе студенческих научно-исследовательских работ – двумя дипломами Министерства образования и науки РФ и тремя дипломами базовых вузов; на областном конкурсе научно-исследовательских работ «Научный олимп» – двумя поощрительными премиями и тремя почетными грамотами.

В 2009 г. А.В. Ефанов назначен на должность директора научно-образовательного центра развития ремесленничества РГППУ.

А.В. Ефанов участвовал в выполнение четырех научно-исследовательских тем, поддержанных грантами РГНФ: «Профилактика наркомании в образовательных учреждениях: мониторинг и оценка эффективности» в 2004-2005 гг. (исполнитель); «Горнозаводские школы Урала как феномен русской педагогической культуры» в 2007-2008 гг. (исполнитель); «Разработка компетентностной модели подготовки специалистов по обучению рабочих кадров для инновационных производственных технологий и инновационных технопарков» в 2008-2009 гг. (исполнитель); «Профессиональная практика: компетентностный подход в организации» в 2009-2010 гг. (руководитель).

Сегодня научные интересы А.В. Ефанова находятся в области методологии, теории и практики профессионального образования специалистов ремесленного профиля, организации и управления профессиональными учебными заведениями, экономики и управления хозяйственными системами и др. Он осуществляет научное руководство работой над кандидатскими диссертациями двух аспирантов.

Монографии:

  1. Ефанов А.В. Профессиональная практика студентов: теория, организация, эффективность: моногр / науч. ред. Г.М. Романцев. Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. 162 с. (9,8 п.л.).
  2. Виноградов Ю.Ф., Ефанов А.В., Журавлева Л.А., Криницина Л.Д., Пермякова Т.В., Федоров В.А. Профессиональное образование малого северного города: состояние, проблемы, перспективы: моногр. / науч. ред. В.А. Федоров. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2004. 192 с. (11,2 п.л., в т.ч. авторских 3,2 п.л.).
  3. Чапаев Н.К., Верещагина И.П., Ефанов А.В. [и др.] Горнозаводские школы Урала как феномен русской педагогической культуры: моногр. / науч. ред. Н.К. Чапаев. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2008. 196 с. (12,1 п.л., в т.ч. авторских 1,1 п.л.).
  4. Астратова Г.В., Хрущева М.И., Ефанов А.В. [и др.] Проблемы совершенствования высшего профессионального образования на пути к стратегии развития: коллективная моногр. / науч. ред. Г.В. Астратова, М.И. Хрущева. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2004. 348 с. (20,2 п.л., в т.ч. авторских 0,4 п.л.).

Учебные пособия:

  1. Ефанов А.В. Экономика туризма и гостиничного хозяйства: учеб. пособие [Гриф УМО по ППО]. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 186 с. (10,8 п.л.).
  2. Ефанов А.В. Квалификационная и технологическая практики в профессионально-педагогическом вузе: психолого-педагогический и организационно-методический аспекты: учеб. пособие [Гриф УМО по ППО]. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2004. 120 с. (7,5 п.л.)
  3. Антонова А.В., Ефанов А.В., Журухин Г.И. [и др.] Прикладная экономика: учеб. пособие [Гриф УМО по ППО] / ред. Г.И. Журухин, Т.К. Руткаускас. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. 230 с. (13,2 п.л., в т.ч. авторских 0,9 п.л.).
  4. Ефанов А.В., Зырянова Н.И. Экономика автотранспортного предприятия: учеб. пособие [Гриф УМО по ППО]. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. 218 с. (12,6 п.л., в т.ч. авторских 10,6 п.л.).
  5. Ефанов А.В., Приходько Л.С., Федоров В.А. [и др.] Организация научно-исследова-тельской работы студентов в вузе: учеб.-метод. пособие / науч. ред. В.А. Федоров. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. 144 с. (8,0 п.л., в т.ч. авторских 4,4 п.л.).
  6. Журухин Г.И., Руткаускас Т.К., Ефанов А.В. [и др.] Прикладная экономика: учеб. пособие [Гриф УМО по ППО] / ред. Г.И. Журухин, Т.К. Руткаускас. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. 263 с. (15,4 п.л., в т.ч. авторских 0,9 п.л.).
  7. Ефанов А.В., Гадельшина О.Н. Педагогическая практика: основы организации и методика проведения: учеб.-метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2011. 68 с. (4,1 п.л., в т.ч. авторских 2,2 п.л.).

Награжден нагрудным знаком Министерства образования и науки Российской Федерации «За развитие научно-исследовательской работы студентов» (2009 г.), отмечен двумя благодарностями Департамента по делам молодежи Свердловской области (2005, 2006 гг.), тремя почетными грамотами РГППУ (2004, 2007, 2008 гг.). Лауреат пяти Всероссийских конкурсов «Лучшая научная книга» 2004-2006, 2008-2009 гг., проводимых Фондом развития отечественного образования (г. Сочи).

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter

Творчество Ефанова - одна из ярких страниц в истории советского изобразительного искусства. Мастер композиционных полотен, великолепный портретист, блестящий рисовальщик и тонкий пейзажист, Ефанов оставил значительное художественное наследие.

Ефанов - ровесник века. Начало его творческой биографии совпало с великими и знаменательными событиями, которые сыграли решающую роль в формировании мировоззрения и личности художника - становлением первого в мире государства рабочих и крестьян и развитием новой социалистической культуры.

Последовательно развивая традиции мировой и русской реалистической живописи, Ефанов сумел в своих произведениях убедительно раскрыть типические явления советской действительности, показать историческую значимость изображаемых событий и людей - строителей нового общества. Всё творчество художника проникнуто глубоким чувством гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом, в котором он жил и творил.

Василий Прокофьевич Ефанов родился 23 ноября 1900 года в городе Самаре (ныне Куйбышев) в большой многодетной семье. Его родители были выходцами из крестьян. Годы детства и юности будущий художник провел на берегах великой русской реки Волги.

Окончив единую трудовую школу II ступени, Ефанов в 1917 году поступил в Самарский художественно-промышленный техникум. Там он получил первые профессиональные навыки. Одаренность юноши была замечена, и еще до окончания техникума он получил направление в Государственные свободные художественные мастерские в Петрограде. Но экзаменов он не выдержал и, вернувшись в Самару, в 1919 году закончил техникум. Одновременно с занятиями живописью Ефанов увлекался театром, участвуя в работе драматической студии при Самарском городском театре, и проявлял при этом незаурядные артистические способности. В его жизнь прочно вошло искусство, вне которого он уже себя не мыслил. Встал вопрос, чему отдать предпочтение - стать актёром или художником? Победила любовь к живописи. Желание стать профессиональным художником привело Ефанова в 1920 году в Москву. Он сделал попытку поступить во Вхутемас, но и она оказалась безрезультатной. Все же он стал посещать так называемую Вольную Академию художеств, руководимую старейшим мастером русской реалистической живописи А. Е. Архиповым, а затем, с 1921 по 1926 год, занимался в частной студии ученика И. Е. Репина и П. П. Чистякова, профессора Д. Н. Кардовского.

Уроки, беседы и личный творческий пример учителя способствовали формированию мировоззрения и художественных интересов Ефанова, а исключительное трудолюбие помогало ему успешно овладевать профессиональным мастерством. Вспоминая об этих годах, Ефанов говорил: «Он учил нас творчески мыслить... самостоятельно думать над образом. Суждение учителя не подавляло, он никогда ничего не навязывал и неутомимо старался научить нас видеть красоту и значимость изображаемого. Учёба у таких мастеров, как Архипов и Кардовский, помогла Ефанову счастливо избежать модных течений, заложила основы творческого метода и определила реалистический путь развития его искусства.

В 1926 году Ефанов начал как художник-график сотрудничать в журналах «Смена», «Пионер», «Красноармеец и краснофлотец», в газете «Красная звезда». Однако его больше влекла живопись. В 1928 году Ефанов написал первую картину «Подвиг Г. И. Котовского», которую сам считал своей дипломной работой. Она экспонировалась на выставке, организованной к 25-летию художественной и педагогической деятельности Кардовского. К сожалению, картина эта не сохранилась, и в 1932 году художником к выставке «XV лет РККА» был создан её вариант под названием «Ликвидация антоновщины». Полотно еще во многом несовершенно, характеры действующих лиц лишь намечены. В решении отсутствовала та внутренняя содержательность, которую требовала тема. Но уже сам факт обращения к историко-революционной теме говорил о серьёзных задачах, которые ставил перед собой молодой живописец.

В 1934 году Ефанова пригласили принять участие в создании панорамы и комплекса диорам «Штурм Перекопа» вместе с такими выдающимися мастерами советской живописи, как Г. К. Савицкий, Б. В. Иогансон. А. А. Пластов, Г. Н. Горелов, А. В. Моравов и другие. Художникам выделили большое помещение. Здесь же они работали над своими произведениями к выставке «Индустрия социализма». Именно в мастерской «Штурм Перекопа», по словам самого Ефанова, он прошел настоящую школу как художник и перешёл от ученичества к творчеству. Здесь в 1936- 1937 годах Ефановым было создано одно из наиболее значительных его полотен - картина «Незабываемая встреча», изображающая руководителей Коммунистической партии и Советского государства с женщинами-общественницами на совещании в Кремле. Картина решена как парадный и торжественный групповой портрет, совмещающий в себе внимательную характеристику каждого из изображённых в ней людей с нарядностью общего композиционного строя. Она как нельзя лучше раскрывала особенности творческого метода Ефанова. В поисках выразительного художественного образа он исходил из документально верного изображения предметного мира и облика нового героя - советского человека, хозяина своей судьбы. Это произведение было одним из наиболее типичных для тех лет, где тема современности прозвучала с большой убедительной силой.

В 1941 году за картину «Незабываемая встреча» Ефанов был удостоен Государственной премии СССР.

Те же качества присущи и другому групповому портрету, исполненному художником в 1938 году к выставке «XX лет РККА», «Встреча слушателей Военно-Воздушной академии им. Н. Е. Жуковского с артистами театра им. К. С. Станиславского». Сюжет картины - выступление великого русского и советского актера и режиссёра Станиславского перед собравшимися за праздничным столом летчиками и артистами. Приподнятость и торжественность момента подчеркнута парадным интерьером с белыми колоннами,ярким светом, нарядными платьямиактрис.

В 1939 году на выставке «Индустрия социализма» экспонировались еще две работы, выполненные Ефановым в 1937 году. Это «Портрет наркома тяжёлой индустрии Г. К. Орджоникидзе», в образе которого с большой достоверностью раскрыты мудрость и революционная страстность государственного деятеля, его глубокая человечность, и полная обаяния картина-портрет «На новой родине», о судьбе маленькой девочки испанки, нашедшей свою вторую родину на советской земле.

В 1936 году героическая Испания сражалась с фашизмом за свободу и демократию. Сотни детей остались без крова и хлеба, многие потеряли родителей. И тогда Страна Советов, верная своему интернациональному долгу, приняла детей испанских патриотов, чтобы дать им возможность спокойно жить и учиться. Ефанов, необыкновенно чуткий ко всему, что происходило в мире, откликнулся на эти события своей картиной, С большой теплотой художник воплотил в картине очарование детской непосредственности, жизнерадостности. Это состояние усиливается ярким солнечным освещением и буйством зелени, на фоне которой изображена маленькая испанка. Умелая передача световоздушной среды, игра рефлексов, контрастность сильных и звучных цветов свидетельствуют о большом живописном мастерстве художника.

1939 год был для Ефанова годом напряжённого творческого труда. Он написал картину «В. И. Ленин и А. М. Горький в Горках», несколько живописных и графических портретов, а также работал над большим монументальным панно; «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Над этим панно под его руководством трудились художники А. П. Бубнов, Т. Г. Гапоненко, Д. А. Шмаринов, А. А. Пластов, Г. Г. Нисский и другие. Для установки панно Ефанов выезжал в Нью-Йорк, а на обратном пути сделал остановку во Франции, Поездка в США и Францию дала ему возможность познакомиться с творениями великих мастеров прошлого. Современное же искусство Запада не нашло отклика в душе художника. В своих воспоминаниях Ефанов писал: «Как на выставке, так и в музеях США и Франции, хранящих произведения современного искусства, меня глубоко поразила полнейшая бессодержательность, бестемность, бесхребетность произведений современных художников буржуазии. Они бегут от жизни, от реальности, от настоящего живого человека, они измышляют, выдумывают что-то, часто весьма непонятное и маловыразительное».

Началась Великая Отечественная война, определившая иной круг тем и сюжетов, которые завладели художником. С конца 1941 года Ефанов жил на родине, в Куйбышеве. Несмотря на перенесённую им тяжёлую болезнь, художник не оставлял творческой работы. Он написал ряд картин: «Танковый бой в Севастополе», «У могилы товарища», «Хищники», «Уличный бой», которые экспонировались в 1942 году на его персональной выставке. К числу наиболее интересных произведений тех лет принадлежит большое полотно «Сталинград» (1943), в основу которого легли впечатления от поездки в район Сталинграда накануне решающей битвы. Будучи непосредственным очевидцем грандиозного сражения, художник сделал много натурных зарисовок, исполнил ряд графических портретов воинов-героев.

В 1944 году Ефанов заканчивает начатую им ещё в 1940 году картину «У постели больного А. М. Горького». Она стала определенным этапом в его творчестве. Ясное композиционное решение, глубина и выразительность характеристик, эмоциональный живописно-пластический язык слились, здесь в единый законченный художественный образ. Картина была высоко оценена советской общественностью и стала событием советского искусства 1940-х годов. В 1946 году она была удостоена Государственной премии СССР.

В годы Великой Отечественной войны Ефанов написал портреты Героя Советского Союза Воинова(1942), генерал-лейтенанта А. А. Игнатьева(1942), санинструктора X. Г. Шамян (1943), старшего лейтенанта Казаченко (1943), народного художника Грузинской ССР Я. И. Николадзе (1944). «Портрет генерал-лейтенанта А. А. Игнатьева» привлекает своей строгой композицией и изысканной цветовой гаммой. В облике советского военачальника акцентированы его интеллигентность, волевой характер, тонкий и острый ум. Но, пожалуй, самым проникновенным является «Портрет матери» (1942). В нём художник поднимается до философского обобщения, воссоздав образ простой русской женщины, на плечи которой легли все тяготы военного лихолетья. Портрет отличается глубиной психологической характеристики и высокими художественными достоинствами. Сдержанная колористическая гамма передает атмосферу покоя и внутренней сосредоточенности.

В конце 1940-х-начале 1950-х годов Ефанов вновь обратился к созданию многофигурных портретных композиций. В 1947 году наша столица отмечала свое 800-летие и была награждена орденом Ленина. Это событие нашло отражение в большом монументальном полотне «Передовые люди Москвы в Кремле», выполненном Ефановым с группой молодых художников (С. И. Дудник, Ю. П. Кугач, К. М. Максимов, В. Г. Цыплаков). В картине предстает целая портретная галерея известных всей стране людей - учёных и артистов, передовых рабочих и общественных деятелей, генералов и офицеров Советской Армии.

Для картины художниками была написана е натуры большая серия портретов. Отмеченные глубиной и выразительностью индивидуальных характеристик, эти работы имеют самостоятельное художественное значение. Кисти Ефанова принадлежат портреты авиаконструктора А. М. Люльки, Героя Социалистического Труда В. Т. Осипова, депутата Верховного Совета СССР Т. В. Фёдоровой и заместителя секретаря комсомольской организации Метростроя Т. К. Рожковой.

В одухотворенном, полном задора и жизненной энергии образе Рожковой раскрыты типические черты, присущие советским комсомольцам 40-х годов, которые с огромным энтузиазмом восстанавливалиразрушенноевойной хозяйство.

Искусству послевоенного периода было свойственно стремление к типизации явлений действительности. События большой общественной значимости художники запечатлевали в монументальных полотнах. Реальный факт - обсуждение плана преобразования природы виднейшими учеными нашей страны - лежал в основе другого монументального полотна - «Заседание Президиума Академии наук СССР» (1951). В нем получил дальнейшее развитие один из труднейших жанров - жанр групповой портретной композиции. Над созданием картины вместе с Ефановым работали А. М. Грицай, Л. С. Котляров, К. М. Максимов, Б. В. Савицкий, П. Ф. Судаков и Б. В. Щербаков. Эта трудная и ответственная задача была успешно решена коллективом художников.

В процессе работы Ефанов написал портреты президента Академии наук СССР А. Н. Несмеянова, главного ученого секретаря Президиума АН СССР А. В. Топчиева и Героя Социалистического Труда академика А. И. Абрикосова, отличающиеся высоким мастерством исполнения.

В послевоенные годы портрет остался ведущим жанром в творчестве Ефанова. Именно здесь наиболее полно раскрылось дарование художника. Стремление понять главное в характере своего современника, раскрыть богатство его духовного мира типично для большинства произведений Ефанова.

Созданная художником в конце 1940-х годов галерея образов прославленных мастеров советской сцены, народных артистов СССР П. М. Садовского и Е. Д. Турчаниновой, А. А. Остужева и А. А. Яблочкиной, М. С. Нарокова и Е. Н. Гоголевой отмечена приподнятостью и творческой одухотворённостью.

Интересными по психологической выразительности представляются портреты авиаконструктора А. А. Микулина, Председателя Президиума Верховного Совета Латвийской ССР профессора А. М. Кирхинштейна и выдающегося государственного деятеля А. А. Жданова. Одной из лучших работ Ефанова в этом жанре стал портрет старейшего русского советского художника. В. Н. Бакшеева (1953), выполненный в лучших традициях русской реалистической живописи. Портрет предельно прост по композиции. Бакшеев изображён сидящим в глубоком кресле, со сложенными на коленях руками. Всё внимание сосредоточено на лице художника, выделяющемся на светло-сером нейтральном фоне. Живописная манера письма, основанная на пластической лепке формы, подчеркивает объемность головы, высокий лоб, обрамленный пушистыми волосами, крупный нос и глубоко сидящие усталые глаза. В образе Бакшеева раскрыта та внутренняя гармония, которая говорит о мудрости художника, прожившего большую творческую жизнь. Дополняют характеристику образа великолепно написанные большие, натруженные руки старого мастера.

Ефанов придавал большое значение изображению рук. В его портретных композициях они рассказывают не только о профессии человека, но и служат важным средством в раскрытии его духовного облика и характера.

1950-е годы были исключительно плодотворными в творчестве Ефанова. К этому времени относится целый ряд живых, правдивых художественных образов - заслуженного артиста РСФСР А. А. Михайлова, Героя Социалистического Труда академика П. Л. Капицы, Героя Советского Союза лётчика-испытателя Ю. А. Добровольского, художницы А. П. Суворовой.

Особое место среди работ этих лет занимает полотно «Дедушка с внучкой» (1957). Личность М. И. Курилко, одарённого театрального художника, воплощена с большой достоверностью и живописным темпераментом. Остро схвачены индивидуальные черты модели, подчеркнуты интеллект и артистизм натуры художника, выраженные в красивом одухотворенном лице, позе, движении руки, держащей сигарету. Портрет раскрывает внутреннее единство мудрой старости и нежной детской доверчивости. Колористическое решение полотна, построенное на сочетании сильных контрастных пятен красного, черного и белого цветов, придает ему мажорное, жизнеутверждающее звучание.

Эта работа была отмечена бронзовой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.

В 1952 году Ефанов совершил творческую поездку в Индию. Более трёх месяцев провел он в этой дружественной нам стране, только что освободившейся из-под колониального гнёта. Индия поразила воображение живописца своими контрастами: великолепием национальных памятников архитектуры, роскошью дворцов и вилл и вместе с тем ужасающей нищетой и обездоленностью простых людей. С горячим интересом стремился художник постигнуть и передать своеобразие быта и культуры Индии, её народа, избегая при этом увлечения экзотикой. Результатом поездки явилась большая серия этюдов под названием «Народные типы Индии». В этих работах запечатлены образы людей разных профессий и социальных слоев общества. В них художника интересуют не только национальные черты, но прежде всего внутренний мир людей. «Студент-индиец», «Индиец-официант», «Рабочий-железнодорожник», «Сидящий мусульманин» - это все образы людей, исполненных большого достоинства, подлинной человечности. С глубокой любовью к натуре, пониманием её пластических особенностей написана «Девушка-кули в горах». Особой образной выразительностью и высоким живописным мастерством отличаются «Индиец в чёрной чалме» и «Повстанец в красной повязке». Эти этюды были выполнены художником к задуманной им картине «Герои Телленгана», которая не была осуществлена.

Ефанов написал также несколько этюдов, отличающихся смелой, свободной манерой письма, звучностью и цельностью колористического строя: «Священный город Бенарес», «Базар в Джайпуре», «Женщины индианки у колодца», а также небольшой пейзаж «Вершины Конченджанга. Гималаи», в котором сумел передать эпическую величавость природы Индии.

Не менее плодотворной была для Ефанова и творческая поездка в Монгольскую Народную Республику в 1954 году. За сравнительно короткий срок художник собрал значительный этюдный материал. Типические черты национального характера с большой жизненностью и художественной силой раскрыты в ряде этюдов-портретов лучших представителей монгольского народа - писателя Бямбына Ринчена, депутата Великого Народного Хурала Ток-Тоха, знатного шахтера Дважаба, партизана Шарафа.

Национальным своеобразием проникнуты и две жанровые картины, созданные впоследствии Ефановым,- «В Монголии. Ответа жду» и «В Монголии. Отец и сын» (1966), в образном решении которых значительную роль играет пейзаж. В обеих картинах чувствуется живое ощущение увиденной художником самобытной жизни монгольского народа. С начала 1960-х годов Ефанов много работал в жанре пейзажа, как в технике масляной живописи, так и в пастели. Его пейзажи, как правило, невелики по размеру, но в каждом из них создан поэтический и одухотворенный образ природы. Лирический склад дарования художника, глубоко чувствующего красоту русской природы, особенно отчётливо проявился в пейзажах средней полосы России. Исключительной тонкостью живописного решения выделяются работы «Шоссе. Снег идет» (1959), «Подмосковье зимой» (1960), «Ока. Серый день» (1972). «Баньки», «Осень. Окраина деревни» (1974).

Совершенно в ином живописном ключе выполнена серия городских пейзажей и памятников архитектуры городов Италии, где художник побывал несколько раз. Лучшие из них - «Венеция. Большой канал» (1964). «Флоренция. Понте Веккио» (1965), «Рим. Форум в лунную ночь», «Флоренция. Палаццо Веккио» (1965), «Ассизи» (1975), с их эмоционально напряженным колоритом, дают почувствовать своеобразную прелесть природы и красоту памятников архитектуры Италии.

Заметное место в творчестве Ефанова занимал рисунок. Художник изучал натуру, рисовал обнажённую модель, делал наброски, но главным для него всегда оставался человек. Для создания портретных рисунков он умел точно выбрать изобразительные средства - сангину или уголь, графитный или итальянский карандаш, акварель или пастель, которые с наибольшей полнотой могли выразить сущность портретируемого. К сожалению, ранних рисунков сохранилось немного, они погибли во время Великой Отечественной войны. Но и в известных нам листах, таких, как «Мужская голова» (1923), «Автопортрет», «Портрет мужчины в профиль» (1924), «Портрет Е. Д. Морозовой» (1930), чувствуется незаурядный рисовальщик. Портретное сходство в них сочетается с выразительностью и красотой линий.

Особенно выделяется мастерством исполнения и острой характеристикой «Портрет Е. Д. Морозовой», выполненный сангиной. Художник передает самые существенные черты модели - удивительно лучистые, ясные глаза, губы, чуть тронутые улыбкой, гладко зачёсанные волосы. Моделировка формы достигается мягкой светотенью, и только тонкая чистая линия, очерчивающая овал лица, графически чётка. Здесь художник создаёт не только на редкость женственный и поэтический образ молодой актрисы, но типический образ человека 30-х годов.

Среди графических автопортретов наибольший интерес представляет «Автопортрет» (1942), отличающийся тонкой психологической трактовкой образа. Впервые Ефанов использует пастель, к которой станет обращаться особенно часто в последующие годы и достигнет в работе с ней большого совершенства.

В 60-70-х годах графические портреты Ефанова становятся необыкновенно глубокими и проникновенными. Остротой и меткостью характеристики отмечен рисунок «Колька»; очень богатый индивидуальный мир раскрывается в портрете Гали Христенко, где Ефанов, используя возможности угля, сочетает графичность и живописность, линию и пятно.

К этому времени относится целый ряд его лучших рисунков: «Портрет Наташи Ефановой» (1963), «Портрет художника Ф. В. Киселёва» (1964), «Портрет художницы Т. Г. Ливановой» (1966), «Портрет Н. Г. Антокольской» (1975). Все они выполнены твёрдой и уверенной рукой большого мастера, безошибочно чувствующего и передающего форму. В них сразу угадывается ученик Кардовского, заветам которого Ефанов оставался верен до конца жизни.

Обширную и разнообразную галерею образов наших современников создал в эти годы художник и в живописи. Значительным достижением в области психологического портрета стал портрет И. В. Курчатова. Выдающийся учёный нашего времени запечатлён в своем кабинете за рабочим столом. Портрет поражает своей экспрессией. Скупыми выразительными средствами, остродинамичной композицией переданы напряженность мысли учёного, его неистовый характер творца. Образы людей труда нашли своё воплощение в портретах Героя Социалистического Труда доярки С. К. Крыловой, машиниста депо Москва-Сортировочная С. С. Шманева, работницы Первого часового завода комсомолки Л. Чернобровой, сержанта А. Татьянина.

Пристально и внимательно вглядываясь в каждую модель, художник сумел найти в ней особенности внешнего облика, раскрыть богатство духовного мира, подчеркнуть общественную значительность личности и тем самым создать типический образ нашего современника, активного строителя коммунизма. Обширная портретная галерея, созданная Ефановым, запечатлела образы людей разных поколений, профессий и национальностей, несущих в себе приметы своего времени, нашей социалистической эпохи, и в этом её непреходящая ценность.

Велика роль Ефанова и как педагога. Более тридцати лет он сочетал творческую работу с педагогической деятельностью. В 1948-1957 годах Ефанов являлся профессором кафедры живописи и руководил мастерской в МГХИ имени В. И. Сурикова, а с 1959 года и до конца жизни преподавал живопись на художественно-графическом факультете МГПИ имени В. И. Ленина. Он воспитал немало талантливых живописцев, многие из которых стали известными мастерами советского изобразительного искусства. Ефанов учил молодёжь не только профессиональному мастерству. Его замечательным качеством педагога было умение развивать у молодых художников способность подмечать яркие и характерные проявления нашей действительности, пробуждать интерес к окружающей их жизни, ибо жизнь для него самого была истинным и глубоким источником творчества.

Н. И. ГОРЯНИНА

Ефанов Аркадий Петрович

Аркадий Петрович Ефанов (род. 1953) - советский и российский офицер-подводник. Командир атомной подводной лодки К-456 «Касатка» Краснознамённого Тихоокеанского флота, капитан 1-го ранга. Герой Российской Федерации (1994).

Биография

Родился 3 июня 1953 года в городе Суворове Тульской области в рабочей семье. В 1970 году окончил 10 классов средней школы № 2 города Суворова.

В Военно-морском флоте служил с 1970 года. В 1975 году окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А. С. Попова по специальности «Радиотехническое вооружение подводных лодок». В том же году вступил в КПСС.

После окончания училища был направлен на Краснознамённый Северный флот; службу проходил на атомных подводных лодках в 11-й дивизии1-й флотилии атомных подводных лодок. Был командиром гидроакустической группы подводной лодки К-479 (1.1976-11.1978), начальником радиотехнической службы (РТС) 504-го экипажа (11.1978 -9.1981), помощником командира того же экипажа (9.1981-10.1983), старшим помощником командира подводной лодки К-173 «Красноярск» (10.1983-10.1985).

В 1986 году Ефанов окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ и был назначен старшим помощником командира подводной лодки «Архангельск».

С сентября 1987 года по сентябрь 1991 года А. П. Ефанов был командиром подводной лодки К-173 «Красноярск». Под руководством Ефанова в период с 15 августа по 9 сентября 1991 года подводная лодка «Красноярск» (старший на борту - капитан 1-го ранга М. В. Моцак) совместно с подводной лодкой К-442 «Челябинск» совершила групповой подлёдный трансарктический переход с Краснознамённого Северного флота на Краснознамённый Тихоокеанский флот. В период плавания лично командиром была обеспечена высокая надёжность, безопасность и устойчивость управления подводным крейсером, отработаны новые тактические приёмы использования корабля с современным ракетным комплексом.

В сентябре 1991 года - августе 1993 года А. П. Ефанов командовал подводной лодкой К-410 «Смоленск». Экипаж корабля в декабре 1992 года завоевал приз главнокомандующего ВМФ по ракетной стрельбе крылатыми ракетами большой дальности.

В августе 1993 года А. П. Ефанов был назначен командиром атомной подводной лодки К-456 «Касатка». С 18 августа по 14 сентября 1993 года подводная лодка совершила трансарктический переход из губы Западная Лица к месту постоянной дислокации в бухту Крашенинникова на Камчатке (руководитель перехода - контр-адмирал М. В. Моцак, начальник походного штаба - капитан 1-го ранга И. Н. Козлов).

К-456 «Касатка»

Во время плавания были отработаны новые тактические приёмы нанесения ракетного удара по авианосно-ударному соединению, а также освоен новый приём применения унифицированных торпед для обеспечения аварийного всплытия корабля во льдах способом «полынья». В ходе подготовки и в период перехода пройдено 15500 миль. Переход осуществлялся под почти сплошным ледовым покровом (средняя сплочённость льда составляла 8 - 9 баллов).

Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1994 года «за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания в условиях, сопряжённых с риском для жизни», капитану 1-го ранга Ефанову Аркадию Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

В 1996 году А. П. Ефанов окончил Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова. С июля 1996 года - заместитель начальника Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе по подготовке иностранных военнослужащих. С июня 1997 года А. П. Ефанов - в запасе по сокращению Вооружённых Сил.

Э. Ефанов, училище - 1955 год

Так что при поступлении в училище у меня были уже работы акварелью, маслом и естественно - карандашом. Я благодарен судьбе за годы, проведенные в Елецком художественном училище. Именно в нем я созрел как начинающий художник. Низкий поклон моим родителям, школьным учителям и конечно преподавательскому составу Елецкого художественного училища: нашему курсовому руководителю Валентину Андреевичу Дудченко, Николаю Николаевичу Маревскому, Берте Арнольдовне Геллеровой, Николаю Константиновичу Ростовцеву и всеми обожаемому Виктору Семеновичу Сорокину. Директором был, добрейший душевный человек, Николай Николаевич Просянкин.

Училище располагалось в трех этажном здании в центре г. Ельца, неподалеку от действующего храма, куда мы иногда заглядывали, за что получали нагоняй от партийного ока училища. Внутренняя роспись храма была осуществлена по эскизам самого Виктора Васнецова. Наша жизнь была очень активной. При училище был отличный хор, существовал драмкружок, литературный кружок. Многие хорошо пели (под руководством Алексея Петровича Лукса), некоторые закончили консерватории. У меня тоже обнаружился неплохой баритон и мне он настоятельно рекомендовал поступать в Саратовскую консерваторию.

Но основное призвание пересилило. Возвращаюсь к нашим семейным мытарствам (иначе никак не назовешь). За годы учения в Ельце наша семья сменила три места жительства: г. Задонск, п. Тербуны, затем Бор. Чем объяснить такие частые переезды? Не знаю, может бытьвседело в «мягкотелости» отца. Короче говоря, все это надоело моему родителю и он уже самостоятельно решил окончательно обосноваться в Рамони.

Это было в 1958 году. Вначале устроился корректором в местную газету, затем старшим рабочим на кагатное поле при Рамонском сахарном заводе. Вот наступил 1957 год и он принес нам, учащимся, большую беду. Дело в том, что решением Министерства было сокращено 11 училищ, в том числе и наше. Не предать словами состояние в коем мы прибывали в то время. Вспомнилось все доброе, что нас связывало в этом училище. Первое это летние практики, второе поездки вМоскву посещение Третьяковки, Пушкинского музеев. Периодические (усеченные правда) выставки союзного масштаба расположенные в актовом зале и по мастерским училища, ежегодные «отчетные» выставки наших преподавателей, что для Саратова явилось новостью (после наших выступлений на общеучилищных собраниях). Итак пришло время расставания с милым нам всем училищем, с его пропахшими красками мастерскими, с нашими наставниками. И так нас оказалось трое дипломников из Воронежа. Я, Анатолий Буреев , Иван Бураков. Мы с Анатолием получили отсрочки на год, с тем чтобы мы защитили дипломы.

В Саратове отличный художественный музей им. Радищева, мы там подолгу «пропадали». После защиты нам дали еще по месяцу отдохнуть и призвали на службу. Помню, нам вручили билеты на пароход и мы отправились вверх по Волге в г. Куйбышев (ныне Самара). Служили мы в разных полках, но в одной дивизии. Там же в одной из частей той же дивизии проходил службу выпускник Пензенского худ. Училища Беднов Виктор Андреевич, ныне заслуженный художник РФ. Изредка мы собирались вместе в одном из клубов части для обсуждения «нагоревших» оформительских вопросов. Все мы одногодки (с 38 г). Службу Беднов В. А. закончил раньше нас на год, по-видимому поступил в училище после семилетки. Меня обрадовало сообщение моихмладших ельчан о том,чтомой диплом был подарен саратовскому государственному университету в честь какого-то юбилея. В увольнение мы с удовольствием посещали местный художественный музей. Был он по беднее Саратовского, но и там были представлены работы художников прошлого века.

В армии были оформлена комната боевой славы, а также солдатская столовая, где наряду с копиями работ, с репродукциями были и мои «фантазии» на вольные темы. В красках я не нуждался благодаря зав. клубом капитану Муфелю.

Настала весна 60- го года. Я был демобилизован и приехал к себе в долгожданную Рамонь. Надо было приодеться, и я подрядился оформить фойе местного кинотеатра «Колос». Начал с повторения своей дипломной работы «Проводы русской зимы» (Масленица) размер: 1,5мхЗм. И вот тут-то судьба подала мне шанс. В Рамонский райком обратились два художника-москвича. К сожалению, запомнил одного, ведущего живописца той поры, Цейтлина. Они приехали за каким-то документом или справкой о том, чтобы им создали условия для работы в селе Староживотинное, писать портреты советских колхозников. Посмотрели на мою работу и пригласили с ними поработать. Я тушевался, замялся и остался на месте. Дело в том, что я еще не заработал себе на костюм, туфли, ходил во всем солдатском, в неизменных «кирзачах».

Э. Ефанов, п. Рамонь

1956 год

Далее, в начале 60-го года, я решил вернуться в Саратов, где устроился на работу в художественный фонд.Проработал, где-то около года. В конце года, 8-го августа, зарегистрировал брак с Людмилой Чугайновой. Она тоже уже работала в Саратовском художественном фонде. Работа ее была по профилю: скульптура малых форм. Мне не везло, поручали черную работу.

Помню бесчисленные планшеты, какие-то схемы. Одна только работа была выполнена с удовольствием, портрет К. Э. Циолковского. Менядаже похвалили Настал 61 год, самый трудный для нашей семейной пары. Жена забеременела, беременность проходила очень тяжело. Мои родители написали мне, что готовы принять нас и оказать посильную помощь. Отец договорился с профсоюзом рамонского сахарного завода, у них оказалась вакансия художника народного театра при клубе Сахарников.

Семья Э. Ефанова

п. Рамонь - 1964 год

18-го мая 1962 года у нас родился сын Константин. В конце 64 года мне неожиданно прислал письмо Виктор Беднов. Как он меня отыскал? В письмах он часто вспоминал наши армейские встречи, беседы о искусстве, делился своими достижениями на этом поприще. Приглашал меня к себе в Мордовию. Я сразу же отозвался на это. Был я у него два раза. Особенно продуктивной оказалась вторая поездка.

Он арендовал в деревне «Красный молот» школу, собрал группу из пяти человек, мы там все работали взахлеб. Отпуск мой был двухнедельный, но и этого было достаточно, чтобы не бросать своего призвания. Виктор посещал и меня. В Рамони он так же был два раза. Завязалась дружеская переписка, которая продолжается и по сей день (правда сейчас мы общаемся больше по телефону).

В 1967 году, когда мы с женой работали над образом знаменитого рамонца Сергея Ивановича Мосина, нас подбадривал и даже несколько раз позировал мой друг, Виктор Андреевич Беднов. Я организовал свою первую персональную выставку в фойе клуба сахарников в 1965 году. Это явилось пусть маленьким, но каким-то событием в культурной жизни Рамони.

А в конце 1967 года, в нижнем зале Дворца Ольденбургских, была вторая выставка на открытие которой были приглашены художники Воронежа: Михаил Иванович Лихачев, Масабих Фатхулисламович Ахунов, Юрий Федорович Внодченко, Зиновей Ефимович Попов, Петр Денисович Пономарев. Вскоре появилась небольшая заметка в журнале «Художник», где, правда с опечаткой, говорилось о выставке профессионального художника В. П. Ефанова (жив еще был академик живописи Василий Прокофьевич Ефанов) в пос. Рамонь Воронежской области. Вскоре, после моей персональной выставки, в этом же зале разместилась картинная галерея рамони (инициатива моя). Предоставили работы многие живописцы Воронежа, подарил свою работу М. И. Лихачев. Но... это продолжилось месяца четыре.

Специалисты заметили, что потолок над залом начал провисать и срочно надо было демонтировать краеведческий музей, что располагался над картинной галереей и саму галерею. (Реставрационные работы идут до сих пор). Да, по окончании второй выставки, у меня выпросили две работы для Суздальского музея народного творчества. «Полдень», «Большая вода». В том же 1967 году состоялось торжественное открытие памятника - бюста С. И. Мосину. По этому поводу была помещена небольшая заметка в газете «Правда» (на первой странице). В 1972 году я устроился в Художественный фонд Воронежского Союза художников, по настоятельной просьбе или совету, моего Воронежского друга Анатолия Яковлевича Бунеева, с ним мы учились вместе, служили в одной дивизии и наконец-то начали совместную работу по оформлению Дома культуры ВНИИСС. Здесь уместно еще раз выразить слова огромной благодарности своим собратьям по искусству.

В 1972 году я впервые участвовал в областной (молодежной) художественной выставке. Затем в 1974 году на региональной выставке Черноземья в г. Орле картиной «К Весне», которую отметил в своей статье Петр Петрович Никифоров, искусствовед. В том же году еду на «Академическую дачу» им. И. Е. Репина. Руководителем потока был известный живописец В. Ф. Токарев. Первый заезд продлился три месяца подряд. Меня оставили еще на месяц. Принимающий поток академик живописи Ю. П. Кугач осмотрев мои работы сказал следующие: «глаз поставлен, есть сердечность, теплота – не хватает конструктивности». После я спрашивал у ребят, что такое конструктивность? Те только пожимали плечами. Позже я сам « дошел» до этого.

Республиканской

художественной выставки «Мое Нечерноземье». Мой пейзаж был приобретен Министерством культуры РФ. В том же 1977 году я снова на «Академической даче» - руководил потоком замечательный художник и человек В. Ф. Загонек. Для себя отмечу, что посещение дома творчества «Академическая дача», придало мне больше уверенности. Позволило освободиться от того балласта, кой напоминал о себе постоянно. Сказалось одиночество, в которое я попал находясь в Рамони, выполняя отнюдь не творческую работу.

В 1977 году меня приняли в члены СХФР вместе с Ю. П. Саниным. РекомендациимнедалиМ. И. Лихачев, Ю. Ф. Внодченко, А. П. Еременко. И отмечу свой последний заезд в Дом творчества -это 1982-83 гг. декабрь-январь, руководителем потока был живописец из Ульяновска В. Сафронов - этот творческий поток был военным. Писали генералов, работали над батальными полотнами. Я же остался верен себе, продолжал писать этюды, на основе которых возникали работы на пейзажные темы.

В частных коллекциях России, Франции, Германии, Финляндии, Корее, Китае и США. Награды - юбилейная медаль за доблестный труд 1970 г. Диплом правления С. Х. РФ – 1995 г. и присвоение мне звания «Заслуженный гражданин Рамонсокго района» - в мае 2008 г., решением Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области.Удостоверениезаномером11.

Эдуард Ефанов. 2008 год